Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Из опыта работы О.С.Ефимовой
1. Классификация методов обучения и их применение в процессе развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема посвящена дидактическому инструментарию – методам и формам обучения. Роль и значимость этого инструментария в практике обучения определяющая. Именно от выбранных форм занятий и методов обучения зависит достижение поставленных целей.
Рассмотрим педагогические методы и формы, которые способствуют продуктивному личностно – ориентированному творческому обучению.
Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами. Данные виды деятельности являются основанием классификации соответствующих продуктивных методов обучения.
В процессе формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы, обобщенные в трудах А.В.Хуторского.
Важными для формирования творческих способностей детей явились когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта,
поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами.
1. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Главное – это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: « Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова – это цветок. Туловище – стебель, руки – листья, корни – ноги…». В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».
2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений. Примером может служить стихотворение Артема К. «Снежинка».
Белая снежинка-
Легкая пушинка.
Падает она,
Как ночная звезда.
Нет снежинки, - пропала,
На землю упала.
4. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт. Педагог помогает детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов исследования. Например, объектом для исследования выберем линейку. Ребятам предлагается следующее задание: придумайте как можно больше способов применения данного предмета. Они должны быть оригинальными, необычными и вместе с тем осуществимыми (нелепица отвергается). Способы применения линейки: подпорка для цветка, почесать спину, использовать как барабанную палочку, закладка в книгу, альбом, вместо ножниц, чтобы ровно оторвать лист бумаги и другие.
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.
1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.
2. Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить , а что уменьшить».
4.Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.
2. Педагогические формы развития творческого потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста
Характерными проблемами процесса приобщения дошкольников к творчеству является следующее: бедный словарный запас, отсутствие навыков грамотного и системного построения речи, незначительный личный опыт и недостаточно развитая наблюдательность. Между тем творчество предполагает именно развитую наблюдательность, богатое воображение, не говоря уже об умении правильно, логически и интересно для слушателей построить высказывание.
Ограниченность у ребенка его словарного запаса и жизненных наблюдений может даже погасить творческий порыв, если педагог не сумеет развить в нем недостающие качества и вселить в него веру в свои силы. Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие формы развития творческой активности детей:
1. Экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях.
2. Работа с текстами сказок: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета.
3. Театрализованные игры и детские спектакли.
4. Литературные игры.
5.Встречи с интересными людьми.
Рассмотрим более подробно содержание педагогических форм.
Экскурсии на природу
Дошкольный период жизни и младший школьный возраст - время постижения окружающего мира во всем его многообразии, а природа является для ребенка самой доступной в восприятии и понимании.
Одним из множества достоинств природы является ее динамичность. И эта яркая ее особенность делает природу более доступной и интересной, привлекательной для дошкольников и младших школьников.
Экскурсию мы рассматриваем как одну из форм организации обучения. Экскурсии ставят задачи развития способностей детей действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества детей: чувство прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу. В лесу, поле, саду дети находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту. А потом воспроизводить увиденное и почувствованное в рисунках, играх, стихах, рассказах, поделках, гербариях, аппликациях. В ходе экскурсии на природу важная организационная роль принадлежит педагогу. Так как сами по себе дети не в состоянии воспринимать окружающую их природу осмысленно, одушевленно, аналитически, взрослый должен с помощью наводящих вопросов, рассказов, эмоциональных реплик, возможно, соответствующих случаю цитат из доступных и известных детям литературных произведений направлять восприятие в созидательное русло.
В качестве примера приведем фрагмент экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагог обращается к детям, с такими, например, словами:
- Ребята, посмотрите на эти рябинку и клен! Они протягивают друг другу веточки, как будто стоят обнявшись. Посмотрите, они похожи на Аленушку и доброго молодца из сказки «Аленький цветочек»? Какие еще сказки про красную девицу и доброго молодца вы знаете?
Ребята, видите, какую красивую накидку из инея набросила на себя эта березка! Поэт Сергей Есенин, любуясь березкой, написал вот такие строки:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- Почему поэт сравнил снег с серебром?
- Попробуйте рассказать о нашей березке.
Во время экскурсии целесообразно проводить игры. Игры на природе соответствовали должны соответствовать содержанию экскурсии. В качестве основы игры можно использовать заклички и приговорки о природных явлениях, птицах, животных и других.
Например, игра «Цветочная полянка».
Педагог произносит приговорку:
Дождик, дождик, посильней
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки –
На кругленьком лужочке!
Задание: ребятам предлагается превратиться в определенный цветок, изобразить его и рассказать о своем цветке.
Игра «Снежинки»
Педагог произносит закличку снегу, чтобы валил гуще, а ребята изображают летящие снежинки.
Падай, падай
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!
Задание: педагог предлагает ребятам пофантазировать и рассказать о дальнейшей судьбе своей снежинки.
Если на экскурсии с дошкольниками творческую инициативу приходится проявлять в основном педагогу, то на экскурсии с младшими школьниками дети с удовольствием участвуют в креативном процессе. Например, на одной из экскурсий школьники самостоятельно организовали придуманные ими новые игры, такие как, «Осенний ветерок», когда участники изображают летящие листочки, или «Воробьи», в которой, расчертив на асфальте линии - ветки, прыгали с одной линии на другую, подражая воробьям…
Экскурсии на природу со школьниками являются особенно эффективными для творческого порыва детей.
Примером может служить стихотворение Наташи Л. «Осень»:
Осень
Осень настала,
Холодно стало,
И не поют соловьи.
Дождик танцует,
На лужах рисует
В танце брызги свои.
Листья упали
И на дорожках
Коврики стелят они.
Природа устала
И засыпает
До светлой и новой весны.
Особый интерес как у дошкольников, так и у младших школьников вызвают индивидуальные и коллективные поделки из природного материала, собранного во время экскурсий. В ходе работы над поделкой важно, чтобы дети сочиняли определенный сюжет. Тематика и содержание сюжета могут быть самые разнообразные: «Лесная сказка», «Мой город», «Я и мои друзья», «Путешествие на планету Би – Су - Ли» и другие. Приведем примеры творческих работ дошкольников и младших школьников над поделкой «Лесная сказка». Для «Лесной сказки» дошкольники сделали добрых, трудолюбивых и веселых зверей. Они умели разговаривать и ходили друг к другу в гости. Школьник Миша Н. сделал белочку и маленьких бельчат. Делая и обыгрывая домик – дупло, Миша придумал вот такие строки про заботливую белку:
Собирает шишки,
Делает дупло,
Чтоб ее бельчатам,
Было в нем тепло!
Ни одно детское высказывание, впечатление, удачно найденный образ не должны быть оставлены без внимания, заинтересованности и одобрения педагога. Так, школьница Аня Б. принесла из очередной экскурсии два кленовых листочка. Сложив их вместе, она увидела в них образ львенка. Педагог предложил ей сделать поделку. Аня не просто сделала поделку, но и придумала имя своему львенку и небольшой рассказ. А впоследствии появилось вот такое стихотворение:
Львенок
Жил львенок в зоопарке.
По маме так грустил,
Что директор зоопарка
Его к маме отпустил.
Сбор осенней листвы для гербария – давняя любимая традиция детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее может быть внесен элемент разнообразия путем создания коллективных композиций, таких как «Осенний букет», «Листопад», «Осенняя сказка» и других. Например, ребенок кладет на бумагу один, самый понравившийся, осенний листок и обводит его по контуру, расписывает и вырезает. Педагог помогает смонтировать этот листок на ватмане (общем поле коллективной работы).
Экскурсия на природу – эффективная форма обучения, требующая систематического применения. На данном этапе происходит заметное обогащение внутреннего мира ребенка, развивается наблюдательность, память, эмоциональность восприятия, обогащается словарный запас, увеличивается образность и метафоричность речи. А главное, достигаемый путем познания природы душевный подъем, наполненность мыслями, чувствами, стимулирует ребенка к попытке выражения их креативным путем.
Работа с текстами сказок
При работе по развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать тексты сказок. Сказка - самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета.
Работа над сказками должна осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком. После прочтения сказки с детьми необходимо провести беседу по осмыслению содержания. С помощью педагога ребята вспоминают сказочные места, где происходили волшебные события, рассказывают о героях сказки (положительные и отрицательные качества, присущие персонажам сказки, связь характера героя с последовательностью его поступков), говорят о волшебных предметах, называют последовательность всех этапов сказки. Работа над языком включает в себя следующие вопросы:
Какие сказочные выражения вы заметили в тексте?
В каких еще сказках были похожие выражения?
Какие слова используются для описания героя и почему?
Почему сказка так называется?
Как бы вы назвали ее по-другому?
Такое акцентирование внимания не только на семантической, но и на лингвистической стороне текста способствовует запоминанию детьми образного строя речи рассказчика, пониманию уместности определенных метафорических выражений, употреблению их в дальнейшем в самостоятельной творческой работе. Следующим важным этапом являются творческие задания. Детям дошкольного возраста (с помощью педагога), младшим школьникам для самостоятельной работы предлагаются такие творческие задания:
- продолжить сказку;
- переработать сюжет;
- придумать другой конец сказки.
Данные задания творческого характера у дошкольников и младших школьников находят продолжение в детских рисунках, аппликациях и поделках.
Предлагаем серию творческих заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Рисуем и сочиняем сказку».
Задание 1: ребятам предлагается нарисовать сказочный сюжет, героев или волшебные вещи определенной сказки. По результатам рисования педагог организовывает презентацию детского рисунка. Важно, чтобы дети не просто рисовали, но и рассказывали о своих работах.
Задание 2 (коллективная работа): с помощью педагога дети распределяют задания по рисованию тех или иных сказочных мест, героев, волшебных вещей. Затем ребята вырезают и наклеивают (кроме героев) рисунки на лист ватмана (общее поле коллективной работы). Оформляют общий фон (солнце, небо, дорожки и другое). Далее ребята с героями путешествуют по сказочным местам, рассказывая сказку.
Задание 3 является продолжением 2 задания. Ребятам предлагается нарисовать на листе бумаги и вырезать любимых героев из других сказок или придумать необычных персонажей, пофантазировать и сочинить новый сюжет сказки.
Задание 4. Самостоятельно придумать и нарисовать сказку.
Результатом данного задания может стать коллективная творческая работа по созданию собственного сборника сказок.
Задание 5. Ребятам необходимо нарисовать портрет сказочного героя, одежду или дом персонажа сказки.
Проводится игра «Загадка в сказке».
Отгадай героя сказки, чья одежда, чей домик?
Рассмотрим методические приемы для развития у детей умения придумывать собственные сказки. Первый способ: ребятам предлагаются зачины сказок, а дальше каждый дорабатывает начатый сюжет по собственному усмотрению. Другой способ: педагог готовит карточки с изображениями героев известных и любимых у детей сказок (Буратино, Аленушки, Бабы Яги, Винни-Пуха, Золушки, Ивана-царевича, Старухи Шапокляк, Царя, Красной Шапочки, кота Матроскина, Кащея Бессмертного и других). Важно, чтобы каждый представленный герой имел яркий, хорошо понимаемый детьми типаж. Ребенок достает из «волшебного мешочка» одну или несколько карточек и сочиняет новую сказку. При выполнении творческих заданий младшие школьники стремятся сочинить собственные сказки. Так, на уроке чтения ребята читали народную сказку «Гуси-лебеди». Маша М., взяв за основу некоторых персонажей сказки, написала свою стихотворную сказку.
Яблонька, печка, кисельная речка.
Яблонька, печка, кисельная речка
К морю за счастьем решили пойти.
Но чтобы до моря, до счастья дойти,
Пришлось по пути в лес дремучий зайти.
В этом лесу они встретили волка,
Хвост у него, будто метелка.
Волк показал им дорогу домой,
Где их у двери ждал домовой.
В поисках счастья вновь к дому пришли,
И счастье они только дома нашли.
После прочтения сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» Кристине Е. захотелось стать Белоснежкой и побывать в гостях у гномов. Это фантастическое превращение вдохновило Кристину на написание следующего стихотворения:
Гномики.
Есть домик у меня,
Там гномики живут.
Все добрые такие,
Забавные, смешные.
Мне хорошо у них,
У гномиков лесных.
Мы весело живем
И кофе утром пьем.
Работа с текстами сказок в начальной школе должна находить продолжение и в творческих домашних заданиях: составить кроссворд, сканворд, викторину, загадки или шифровки по прочитанному литературному произведению.
Одной из важнейших задач педагога является дифференцированная работа с детьми. Приведем пример дифференцированной работы с детьми младшего школьного возраста на уроке чтения. Для проведения дифференцированной работы учащихся делили на группы: а) обладающие художественными способностями; б) имеющие склонности к литературным дарованиям; в) с артистическими способностями.
После прочтения текста Михаила Пляцковского «Фонтан, который умел плавать» ребятам для самостоятельной работы были предложены следующие творческие задания: а) «художникам» сделать иллюстрацию к тексту; б) «литераторам» придумать продолжение сказки; в) «артистам» разыграть сценку встречи акулы Злюки и китенка Чудачка. Например, литераторы придумали следующее продолжение сказки:
- Стало тихо в Голубом море без китенка. Рыбки плакали. Дельфины с грустью вспоминали о том, как раньше было весело и красиво с Чудачком. Но ничего нельзя было сделать. Грустили все, и даже акула Злюка, которая обидела китенка.
Однажды Злюка подплыла к дельфинам и сказала:
- Во всем виновата только я. Я китенка обидела, мне и беду исправлять.
И поплыла акула в открытый океан. Долго, очень долго она плыла, но китенка нигде не было.
Вдруг совсем недалеко Злюка увидела знакомый фонтанчик. Она подплыла к китенку и говорит:
- Прости меня, Чудачок. Я виновата перед тобой. Больше я никогда никому не причиню вреда.
- Я прощаю тебя, - ответил ей Чудачок. – Ведь ты поняла, что нельзя никого обижать.
Акула Злюка улыбнулась и пообещала Чудачку делать только добрые и хорошие дела.
Когда акула и китенок вернулись в голубое море, дельфины устроили большой праздник.
С тех пор в Голубом море опять очень красиво и весело. А акула совсем перестала быть злюкой и ее стали звать Красотуля.
Выполнение подобных заданий проходит очень оживленно и вызывает большой интерес у ребят. Полученный эмоциональный подъем на таких уроках, как правило, имеет дальнейшую творческую направленность в самостоятельной деятельности. Например, Алеша М. на ватмане из цветной бумаги и картона сделал Голубое море, а другие ребята изготовили жителей подводного царства. В итоге получилась объемная работа, которая заняла достойное место на выставке в школьной библиотеке.
Сказки являются источником мудрости, выражением жизненного опыта многих поколений, прославляют ум, смекалку, трудолюбие. Сказочная форма позволяет рассматривать необычных героев, их характеры, совершенно невероятные события. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это, с одной стороны, развивает у ребенка интерес к сказке, а с другой – стимулирует его фантазию, воображение, творческую активность, память, наблюдательность, дает мышлению и поведению ребенка настрой, установку на все прекрасное и доброе, способность к сопереживанию, чувство юмора.
Театрализованные игры и детские спектакли
Театрализованные игры и детские спектакли, берущие свое начало в системе дошкольного образования, вполне возможны и в начальном звене школы. Однако здесь можно не ограничиваться в качестве материала сказочными сюжетами, а выходить на несложные, в том числе предусмотренные программой, рассказы, стихотворения. Целесообразно использовать такие виды игр:
- разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх - драматизациях сюжетов литературных произведений, внесение в них и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий;
- разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток. Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои). Выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времени года, волшебные картины).
Приведем примеры игр.
Игра «Сказочная страна».
Игра проводится в группе детей. Каждый ребенок загадывает имя любимого сказочного героя. Называет имя героя и начинаем сочинять свою сказку. Педагог может предложить конкретный эпизод сказки (день рождения героя сказки, праздничный концерт и другие). Все выбранные герои живут в одном королевстве. Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. В своих действиях ребята должны придерживаться сказочного характера героя, например, Золушка – добрая, трудолюбивая, заботливая.
Приведем пример игры «Не скажу, но покажу».
Детям предлагается разделиться на несколько команд (2-3). Каждая команда выбирает определенный сказочный сюжет и распределяет роли. Ребята без слов, с помощью мимики и пантомимики, показывают отрывок из выбранного произведения. Другая команда должна угадать и назвать сюжет сказки или определить героев.
Игра «Танец».
Детям предлагается потанцевать и выразить в танце определенный образ. Если ребенок затрудняется самостоятельно придумать образ, то педагог помогает ему: станцуй «зайчика», «котенка», «цветок», «самовар», «книгу», «радость», «удивление» и другое. Важное правило подбора тем 1 этапа - идти от простого к сложному, от одушевленного к неодушевленному. На 2 этапе в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.
Интересная игра-имитация получилась по сюжету стихотворения школьницы Насти В.:
Птица спокойно спала,
Котенок лежал возле окна.
Рядом собака прошла,
Всех разбудила она.
И началась беготня
В комнате у меня.
Птичка на стол,
Котенок под стол,
Собака на кровать,
И стали вместе танцевать.
Дошкольники и младшие школьники очень любят театрализованные постановки детских сказок. Важно, чтобы подготовка к детскому спектаклю велась по следующим направлениям: знакомство со сказкой, беседы о театре,
распределение ролей, репетиции, изготовление пригласительных билетов, афиши, подготовка выставки детского рисунка по сюжету сказки.
Основное достоинство данной формы приобщения детей к творчеству - развитие способности духовного перевоплощения, наблюдательности и умения в объекте наблюдения отметить и изобразить существеннейшие, знаковые особенности.
Литературные игры
Всякое искусство питает душу ребенка, одно из первых, с которым встречается дошкольник, - это поэзия. Прибаутки, потешки, игровые песенки наполнены ароматом родного языка, тепла, домашнего уюта.Например,
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?
Сорока
Сорока – белобока
На порог скакала,
Гостей поджидала,
Кашу варила,
Деток кормила.
Эти поэтические образы имеют большое значение. Они не всегда осознаются ребенком, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем. Приобщаемый к поэзии дошкольник лучше обогащает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно и творчески.
Большое значение для творческого развития ребенка имеют литературные игры в словосложение, метафору, ударение, игры–фантазии, буриме. Приведем примеры.
Игра в словосложение.
Игра 1. В основе игры стихотворение – шутка Н. Кончаловской «Про овощи». Садовод перепутал семена и вырастил смешные овощи.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Задание: ребятам предлагается разгадать, из каких семян получились новые овощи.
Семена перепутались, а с ними и слова. Получились сложные слова, но они понятны для детей, так как в словосложении участвуют корни, несущие всю семантическую нагрузку.
Игра 2. В основе игры стихотворение С. Маршака про Рассеянного.
Глубокоуважаемый,
Вагоноуважатый,
Вагоноуважаемый,
Глубокоуважатый!
Задание: ребятам нужно сказать какие слова Рассеянный сказал правильно, а какие нет? Почему?
В данной словесной игре дети видят, из каких корней может возникнуть сложное слово, а какие слова по смыслу соединить в сложное слово нельзя.
Игра в метафору.
Стихотворения для данной игры можно найти в книге А. Барто «Игра в слова».
Дождь идет и не проходит,
Дождь, дождь,
Дождь идет, хотя не ходит,
Дождь, дождь…
Задание: ребята, как вы понимаете смысл слов «дождь идет»?
В данном стихотворении метафора оживает и ребенок проникает в глубь слова.
Игра в ударение.
В основе игры стихотворение Я. Козловского.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они
В ведерко руки окуни,
Не бойся, это – окуни!
Задание: ребятам предлагается найти в стихотворении похожие по звучанию слова. Можно ли эти слова поменять местами? Что получится?
Данная поэтическая игра не просто интересна для ребят, но и ценна тем, что формирует у ребенка лингвистическое чутье.
Игра – фантазия.
Игра 1. Стихотворение А.Усачева «Шкатулка» учит ребенка фантазировать. Автор взял в руки обыкновенную шкатулку для всяких разных штук, в которой что-то стучит, если ее потрясешь.
Быть может, там сокровища
Несметные лежат,
А может быть в шкатулочке
Зарыт пиратский клад?
А вдруг волшебный замок там,
И танцы при свечах,
И кавалеры с дамами
Подметками стучат…
После прочтения данного стихотворения ребята включаются в игру, воображая и придумывая, что же такое важное в шкатулочке лежит.
Игра 2. В основе игры стихотворение Э. Машковской.
Я сперва была сосною,
а потом я стала мною…
И потом я стала чем-то,
буду кем-то,
буду чем-то,
может быть я ветром буду!
Значит, буду я повсюду!
Мною будет свет, вода…
Значит буду я всегда!
Стихотворение настраивает детей на свои волшебные превращения, представляя себя где-то кем-то или чем-то.
Игра 3. Стихотворение И. Токмаковой «Плим» поможет детям придумать новые смешные слова.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
И повторяю снова:
Плим, плим, плим.
Приведем примеры простых случаев литературной игры буриме.
Задание 1: педагог предлагает ребятам в данном стихотворении найти рифмы.
Стихотворение З. Александровой.
«Четыре старушки»
Под горой у сосновой опушки,
Жили-были четыре старушки.
На болоте искали волнушки,
Для ребят мастерили игрушки.
Целый день у своей развалюшки
Без умолку болтают старушки.
Задание 2: педагог называет слово, а ребята к этому слову подбирают свою рифму.
Например, сказки – глазки, ясный – прекрасный, летает – играет.
Задание 3: дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:
В чистом поле, белом поле
Было все белым-бело
-----------------------------------
-----------------------------------
Детский вариант:
Снегом зайчику на горке
Его норку замело.
Авторский вариант Б. Заходера:
Потому что это поле
Белым снегом замело.
Задание 4: подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения, например, С. Михалкова:
Широка и глубока
Под мостом текла....
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый....
Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом, дорога, старик.
Игра для детей младшего школьного возраста «Словесные шахматы». В квадрате, разделенном на несколько частей, пишется одно слово, затем дети поочередно придумывают новые слова, прибавляя по одной букве. Чем длиннее слово, тем больше очков получает игрок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
Р |
А |
К |
Е |
Т |
А |
О |
К |
О |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таня |
Оля |
||
Рак |
3 |
Кок |
3 |
Кот |
3 |
Рокот |
5 |
Кора |
4 |
|
|
Проводя на уроках в начальной школе подобные литературные игры, ребята не только дополняют предложенные четверостишия, но и пытаются писать собственные оригинальные стихи. Важно, чтобы эти стихи не забылись сразу после звонка, не потерялись, а сложились в небольшой рукописный сборник. Мы предлагаем оформить детскую рукописную книгу в которую ребята будут приносить свои произведения. Каждое произведение, перед тем как оказаться в «книжке», читается перед классом, и каждое выступление встречается аплодисментами детей и поддержкой учителя. Несомненно, стихи будут очень разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но мы считаем, что главная задача «рукописных книг» в начальном звене - это поощрение самого желания писать стихи, заниматься творчеством. Со временем каждый урок чтения может начинаться с «пяти минут поэзии».
Вот несколько примеров:
Собаки
Собаки бывают разной породы
Овчарки, пудели, доги.
А у нас – дворняжка,
Зато веселая, как неваляшка.
Кинешь палку –
Уже принесла.
«Голос», «Сидеть», «Дай лапу»…
Крикнешь: «Ко мне!»
Прибежит, как стрела,
Слушается меня и папу.
Аня Т.
Всадник на коне
Скачу через поля я,
Скачу через луга я.
Я смелый и отважный,
Я всадник на коне.
И никого золота
Не нужно вовсе мне.
Спасаю я людей
От разных злых царей.
Спасу и вас от зла.
Я честный рыцарь, да.
Артем К.
При создании рукописной книги мы предлагаем не ограничивались стихотворной формой творчества, но дополнить ее такими жанрами как рассказ, загадка, детская сказка.
Вот несколько интересных примеров:
Рассказ «Дымка»
Стаяло очень жаркое лето. Совсем не было дождей. Трава вся высохла. Наша собака Дымка целый день лежала в тенёчке. Однажды ночью, когда все спали, мимо дома проехала машина. Водитель выбросил в окошко машины горящую сигарету. Загорелась трава. А потом от травы
загорелся наш сарай. Дымка проснулась, залаяла и всех разбудила. Мы вызвали пожарных. Они приехали и потушили пожар. Пожарные сказали, что Дымка вовремя нас разбудила. А то от сарая загорелся бы и наш дом. Мы долго гладили Дымку. А мама купила ей в магазине вкусной колбасы.
(Таня А.)
Сказка «Добрый волшебник»
Жил-был волшебник. Он мог делать все что угодно. Когда ему хотелось конфет, он собирал в лесу шишки. Потом говорил волшебные слова, и шишки превращались в конфеты. Но ему было очень скучно колдовать, потому что он жил один. И если он делал чудеса, то этого все равно никто не видел. Один раз в лесу заблудилась девочка Маша. Ей было очень страшно, и она плакала. Волшебник наколдовал ей конфет из шишек, и она успокоилась. Потом волшебник проводил её домой. Ему понравилось делать добро другим людям.
(Алла Ч.)
Загадки Юли К.
Красный
На длинной ножке
Шляпа
В белые горошки.
(Мухомор)
Меня не тронь
Обожгу, как огонь.
(Крапива)
Есть на кухне Белый слон,
Чаем всех напоит он.
(Чайник)
На данном этапе одной из важнейших задач педагога является индивидуальная работа с ребенком. Приведем пример.
Многие стихи с самого начала казались нам достаточно удачными. Тем не менее, в некоторых случаях очень осторожно и тактично, чтобы не отбить у маленького автора желание заниматься креативной деятельностью, мы вместе вели доступную литературную обработку стихотворного текста.
Например, первый вариант стихотворения Даши М. «Весна» выглядел следующим образом:
Весна.
Как хороша весной природа,
Весна, весна, ты утро года!
Весна, как ты мила,
Весна, как я люблю тебя!
Весной распускаются первые листья,
Весной зеленеет трава,
Весной прилетают весенние птицы,
Весна аромату полна.
Как только ручей серебристый,
Журча, пробежит по полям,
Распустится цветик душистый,
Кузнечик защелкает там.
Облезлая выйдет скотинка
Зеленую травушку есть,
Прекрасная это картина,
Как любо на все посмотреть!
После нашей беседы Даша согласилась, что строка «Облезлая выйдет скотинка» выбивается из образного строя и патетики стихотворения. В доработанном варианте последняя строфа выглядела так:
Пригонит пастух свое стадо
Зеленую травушку есть.
Как эта картина отрадна!
Как любо на все посмотреть.
Еще одним наглядным примером индивидуальной работы со школьниками в области стихосложения можно считать стихотворение Олега А., написанное им в классе в качестве сюрприза ко дню города Иванова. Мальчик захотел сделать подарок родному городу, выполнил рисунок с видом Иванова. Мы предложили ему сделать под рисунком поэтическую надпись - посвящение. Олег написал вот такие строки:
Люблю я город свой чудесный,
На всю Россию он известный,
В нем ситцы самые красивые,
И люди самые счастливые.
Любовь к поэзии и «сочинительство» просыпаются у детей в дошкольном возрасте, но особенно ярко проявляются в младшем школьном возрасте. В развитии поэтического творчества ребенка большую роль играет эмоциональное отношение к окружающему, чувствительность к богатству языка и его возможностям.
Встречи с интересными людьми
(на примере поэтического творчества)
Использованные формы приобщения детей к творчеству в итоге привели к небывалому всплеску творческой активности младших
школьников. Ребята стали писать стихи. На этом этапе возникло желание показать стихи профессионалам, узнать их мнение. Приведем примеры творческих встреч с поэтом и композитором в начальной школе. Мы пригласили на урок известного ивановского поэта Игоря Жукова. Не только он читал на встрече свои стихи, но и дети подготовили для него свое выступление. Стихи ребят ему так понравились, что он посоветовал напечатать их в областной ивановской газете «Рабочий край». Мы считаем это большой удачей, потому что «рукописные книги» школьников очень редко выходят на печатный уровень.
Эта публикация помогла нам познакомиться с композитором Александром Никольским, который пишет песни на произведения профессиональных поэтов. Он прочел стихи детей в «Рабочем крае» и настолько заинтересовался ими, что написал к нескольким музыку и пришел к нам на урок, чтобы спеть получившиеся песенки авторам. Вот некоторые из текстов:
На стихи Ани Б. «Кошка»
На столе стояла чашка,
В чашке было молоко.
Подбежала кошка Дашка,
Да и выпила его.
И, увидев это, мама
Стала Даше объяснять,
Что нельзя на стол взбираться
И нельзя чужое брать.
На стихи Марты Ф.
Дождик тихо капает,
Кошка дверь царапает,
Мама стряпает пирог,
Дочка кушает его.
Смотрит девочка в окно.
Очень грустное лицо.
Александр Никольский стал частым гостем на наших уроках. Более того, он решил продолжить это направление в своем творчестве и, когда выступал с концертами в разных местах Ивановской области, стал собирать детские стихи и писать на них музыку. Сейчас у него целая коллекция таких детских песен.
По желанию ребят с некоторыми из гостей, приходивших к нам на уроки, мы продолжали общаться, посылали им в письмах свои стихи. Например, такая переписка велась с членом Союза писателей России, поэтессой Татьяной Ахремчик, живущей сейчас в Минске.
Очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил продолжение и в среднем звене школы, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.