физкультурно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительная работа
в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«Центр развития ребёнка – детский сад №179»
Текст Программы по здоровьесбережению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №179»
Программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 179» по здоровьесбережению основывается на реализации программы «Здоровье», автором которой является В.Г. Алямовская. Цель программы – решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение и поддержка здоровья детей.
В настоящее время в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №179» функционируют 12 групп. В детском саду уделяется большое внимание оздоровительной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни, применяются здоровье сберегающие технологии.
Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:
1. Сформирована предметно – развивающая, физкультурно-оздоровительная среда: физкультурные уголки в группах, музыкальный зал, физкультурная площадка на улице, физкультурный зал, бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.
2. Используется система методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья. Приемы здоровье сберегающих технологий широко используются на занятиях, прогулках, свободной деятельности, в совместной деятельности детей и взрослых, в режимных моментах.
Формы и методы, направленные на укрепление здоровья детей
№ |
Формы и методы |
Содержание |
1 |
Обеспечение здорового образа жизни |
Щадящий адаптационный режим Гибкий режим Пропаганда здорового образа жизни Занятия по ОБЖ
|
2 |
Двигательная активность |
Утренняя гимнастика Физкультурно-оздоровительные занятия Подвижные игры Дыхательная гимнастика Спортивные игры Активный отдых: развлечения, праздники, игры – забавы, дни здоровья Участие в городских спортивных мероприятиях
|
3 |
Световоздушные ванны |
Проветривание помещений Прогулки на свежем воздухе Обеспечение температурного режима Контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую) Прием детей на улице в тёплое время года Бактерицидные лампы
|
4 |
Диетотерапия |
Рациональное питание по меню |
5 |
Музыкальная терапия |
Музыкально – театрализованная деятельность |
6 |
Физкультурные занятия |
Игры и упражнения для физического развития ребенка |
7 |
Закаливающие процедуры |
Хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна Полоскание рта Контрастное обливание рук по локоть |
8 |
Гигиенические и водные процедуры |
Умывание Мытьё рук Игры с водой (в летний период) |
9 |
Соблюдение санитарно – эпидемиологических норм и правил |
СанПин |
10 |
Занятия с учителем - логопед |
Коррекция нарушений речи |
3. В МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №179» ведётся активная работа с семьями воспитанников: оформлены стенды, папки –передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным и закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
4.
Система закаливания с учетом времени года
Мероприятие |
Место в режиме дня |
Периодичность |
Дозировка |
1,5-3 г. |
3-4 г. |
4-5 л. |
5-6 л. |
6-7 л. |
Полоскание рта |
После каждого приема пищи |
3 раза в день
|
50 – 70 мл. воды, t воды +20 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Полоскание горла |
После сна |
Ежедневно |
50-70 мл. р-ра, нач. t воды +36 до +20 |
|
|
+ |
+ |
+ |
Контрастное обливание рук по локоть |
После сна |
Ежедневно |
нач. t воды +18 +20, 20-30 сек. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Умывание |
После каждого приема пищи, после прогулки |
Ежедневно |
t воды +28 +20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Облегчённая одежда |
В течении дня |
Ежедневно, в течении года |
_ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Одежда по сезону |
На прогулках |
Ежедневно, в течении года |
_ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Прогулка на свежем воздухе |
После занятий, после сна |
Ежедневно, в течении года |
От 1,5 до 3 часов, в зависимости от сезона и погодных условий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Утренняя гимнастика |
_ |
Июнь-август |
В зависимости от возраста |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Физкультурные занятия на воздухе |
_ |
В течении года |
10-30 мин., в зависимости от возраста |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Воздушные ванны |
После сна |
Ежедневно, в течении года |
5-10 мин., в зависимости от возраста |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
На прогулке |
Июнь-август |
_ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Выполнение режима проветривания помещений |
По графику |
Ежедневно, в течении года |
6 раз в день |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дневной сон с открытой фрамугой |
_ |
Ежедневно, в течении года |
t воздуха+15 +16 |
|
|
+ |
+ |
+ |
Дыхательная гимнастика |
Во время утренней гимнастики, на физ. занятии, на прогулке, после сна |
Ежедневно, в течении года |
3-5 упражнений |
|
|
+ |
+ |
+ |
Дозированные солнечные ванны |
На прогулке |
Июнь – август, с учётом погодных условий |
С 9.00 до 10.00 по графику 20-30 минут |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Босохождение по массажным коврикам |
После сна |
Ежедневно, в течении года |
5-10 минут в зависимости от возраста |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. В воспитательно-образовательном процессе проводится работа, направленная на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры дошкольников; профилактические мероприятия, нетрадиционные формы оздоровления, закаливающие процедуры.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
№ |
Мероприятие |
Группа |
Периодичность |
Ответственный |
|
I МОНИТОРИНГ |
|||||
1. |
Диспансеризация |
Младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы |
1 раз в год |
Специалисты детской поликлиники, старшая мед. сестра, врач |
|
II ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|||||
1. |
Утренняя гимнастика |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
|
2. |
Физическая культура - в зале - на воздухе |
Все группы |
3 раза в неделю Старшая, подготовительная к школе группа- 1 раз в неделю на воздухе |
Воспитатели |
|
3. |
Подвижные игры |
Все группы |
2 раза в день |
Воспитатели |
|
4. |
Гимнастика после сна |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
|
5. |
Спортивные упражнения |
Все группы |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
|
6. |
Спортивные игры |
Старшая, подгот. к школе группы |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
|
7. |
«Школа мяча» |
Все группы |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
|
8. |
Физкультурные досуги |
Все группы |
1 раз в месяц |
Воспитатели |
|
9. |
Физкультурные праздники |
Все группы |
2 раза в год |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
|
10. |
Неделя здоровья |
Все группы |
1 раз в год |
Старшая медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели |
|
11. |
Дополнительная двигательная активность |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
|
III ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|||||
1. |
Витаминотерапия |
Все группы |
2 раза в год |
Старшая медсестра |
|
2. |
Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями) |
Все группы |
В неблагоприятные периоды возникновения инфекций |
Старшая медсестра |
|
IV НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ |
|
||||
1. |
Музыкальная терапия |
Все группы |
Использование музыкального сопровождения на занятиях по изобразительной |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
|
V ЗАКАЛИВАНИЕ |
|||||
1. |
Воздушные ванны |
Все группы |
После дневного сна, на физкультурных занятиях |
Воспитатели |
|
2. |
Ходьба босиком по массажным коврикам |
Все группы |
После дневного сна |
Воспитатели |
|
3. |
Облегчённая одежда детей |
Все группы |
В течении дня |
Воспитатели, младшие воспитатели |
|
VI ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОРЫХ ЗАВТРАКОВ |
|||||
1. |
Соки натуральные или фрукты |
Все группы |
Ежедневно, в 10.00 |
Воспитатели, младшие воспитатели |
|