Визитная карточка

4 февраля 2014

    

На свете так много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!
Педагог я и психолог,
Врач, учитель-языковед,
Воспитатель, дефектолог,
А все вместе логопед.
И пусть возражают, что трудно порою,
Но в детские глазки вгляжусь,
Работу свою я люблю беззаветно.
Логопед – я и этим горжусь!!!

Терехова Лидия Николаевна, учитель-логопед 1-й категории

Образование: Ивановский государственный университет, «Социальная работа». Специалист по социальной работе. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования,  «Коррекционная педагогика и специальная психология». Логопедия дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Стаж педагогической работы с 2004 г. Стаж по специальности – с 1.09.2005 г.

 

Стаж работы в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №179» с 3.11.2011 г.

 

 

     Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его обучения в школе. Любая задержка или нарушение в ходе развития речи отражается на его деятельности.

В связи с увеличением количества дошкольников с недостатками речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи  только в рамках логопедических групп. Поэтому возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений   

Работа в логопедическом пункте начинается с обследования всех детей, находящихся в детском саду - это первичная диагностика. Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребёнка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности работы по речевому развитию за предыдущий год, т.е. динамики речевого развития. В группах раннего развития обследование ведется совместно с психологом и воспитателем, прогнозируются возможные трудности в развитии речи. В младших и средних группах ведется обследование произносительной стороны речи, выявляются возрастные нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

     Часто физиологические нарушения к пяти годам не устраняются, перерождаясь в стойкие нарушения произношения. Зачисление в логопедический пункт производится территориальной психолого-медико-педагогической комиссией ежегодно  в мае. Основное логопедическое заключение – фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, однако, встречаются и общее недоразвитие речи, и заикание, дизартрический компонент. Статистика показывает, что из 20 детей в возрасте 5 лет у 12-15 выявляются нарушения речи. Результаты доводятся до сведения  родителей и служат основой для индивидуальной работы с  детьми.

 

В индивидуальной беседе до сведения родителей доводятся результаты обследования речи детей, предлагается обращаться за консультациями, для которых выделен специальный день. На родительском собрании родители знакомятся с работой логопедического пункта, его отличиями  от   логопедической группы:

 v В логопедической группе на одного логопеда приходится 12-15 детей, ему помогают два воспитателя-специалиста. Количество детей в логопедическом пункте 25-30 человек и логопед – единственный специалист, который работает с ними по коррекции речи.

v В логопедической группе в основном дети имеют одинаковое речевое  заключение, занимаются по единой программе, состав детей не меняется в течение двух лет. Логопедический пункт посещают дети с различными логопедическими заключениями (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи, заикание, дети с дизартрическим компонентом). Дети зачисляются на разный срок – от 3 месяцев до 2 лет. Специальной программы для логопедических пунктов нет, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Коноваленко В.В и С.В. и др.

 

v В логопедической группе дети ежедневно посещают занятия с логопедом, воспитатели выполняют с детьми его задания. В логопедическом пункте загруженность воспитателя работой по программе группы, невозможность ежедневно приглашать ребенка на логопедические занятия затрудняют коррекционную работу. Дети посещают занятия 2-3 раза в неделю, для многих этого времени недостаточно.

 

 

Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять график логопедических занятий и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению основной образовательной программы. Продолжительность занятий – 15-30 минут в зависимости от расписания, цели занятия, состояния самого ребёнка. Подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны, что обусловлено:

 

► необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; 

►  различной структурой недостатков произношения у детей одной  возрастной группы;

► индивидуальным темпом усвоения материала;

►  необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

► соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому часто приходится прибегать к вариативным формам, например, групповой постановке звуков. Другая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другой играет в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, внимания, образного мышления т.п. Такая форма появилась в связи необходимостью экономии времени, однако  выявляются и её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Одной из возникших в логопедическом пункте трудностей является  автоматизация поставленного звука. Эта сложность возникла из-за большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи и, частично, из-за того, что логопед – единственный специалист, обладающий необходимыми знаниями (в речевой группе это и два воспитателя-специалиста).

     Зачастую дети с недостаточно развитой памятью, вниманием, желанием заниматься дольше положенного посещают логопедический пункт из-за того, что звук никак не входит в их разговорную речь. В этом случае приходится подключать всех взрослых, которые окружают ребёнка, и в первую очередь родителей. Особый смысл в этом случае приобретает работа именно с ними.

    Родители по-разному относятся к тому, что ребенок посещает логопедические занятия. Одни недоумевают: «Подумаешь, не произносит…». Другие очень озабочены тем, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом, а как только его зачисляют в логопедический пункт, решают, что их помощь больше не требуется. Есть, конечно, родители, которые хотят помочь своему ребенку, но не знают как. Объём работы родителей в каждом конкретном случае индивидуален и зависит от уровня речевого развития ребенка, его личностных особенностей, сложности речевых недостатков, желания родителей. Приходится убеждать родителей, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждое речевое упражнение – это неотъемлемая часть сложного процесса закрепления навыков, которые ребёнок получает на занятиях с логопедом. Дальнейшая работа с родителями ведется при помощи индивидуальных тетрадей и личных консультаций.

     Т.к. цель логопедического пункта – оказание логопедической помощи в исправлении недостатков произношения, эти сложные проблемы решаются совместно с воспитателями, родителями, врачом детского сада, иногда рекомендуется обратиться к специалистам вне детского сада. Несмотря на то, что у всех специалистов  дошкольного учреждения своя программа и цели, они, так или иначе, участвуют в формировании правильной речи детей.

 

      Психолог занимается стимуляцией психологической базы речи, развитием психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Воспитатели всегда в курсе успехов и неудач ребенка. Они больше других специалистов общаются с детьми  и могут проконтролировать речь детей.

О том, как помочь детям на данном этапе  воспитатели узнают из «Журнала рабочих контактов логопеда и воспитателей», который имеется в каждой группе. Логопед в курсе тех дел, которые происходят в группе, знает, какие стихи учат дети к праздникам, участвует в работе по их запоминанию. Во время посещения группы незаметно наблюдает за речью тех детей, которые вызывают сомнения, посещает утренники с целью контроля, произносит ли ребенок поставленный звук в необычной обстановке.

     Налажен контакт с музыкальным руководителем. При подготовке к утренникам, театрализованным представлениям приходится долго учить роли с детьми. Музыкальный руководитель напоминает детям, что надо пользоваться поставленным звуком. В результате тренировка произнесения звука в самостоятельной речи дает хорошие результаты. Также занятия музыкой и хореографией способствуют общему укреплению здоровья детей, выработке правильного дыхания.

     Известна связь развития речи с развитием мелкой моторики рук, поэтому для детей с речевыми нарушениями важны пальчиковая гимнастика, которую проводят воспитатели, занятия со специалистом по художественно-продуктивной деятельности (живопись, лепка, аппликация), где совершенствуются навыки работы мышц руки.

 

     Таким образом, работая вместе, помогая и дополняя друг друга, все специалисты выполняют коррекционную работу, ориентируясь на индивидуальные особенности развития речи ребёнка. Совместная работа позволяет преодолевать трудности, возникающие в ходе работы логопедического пункта.

       Положение о логопедическом пункте 

Режим работы учителя - логопеда 

Номенклатура дел учителя-логопеда

Кабинет учителя-логопеда «Радуга звуков»

"Давайте поиграем" (фотографии фрагментов занятий)

Консультации для родителей

Направления работы логопедического пункта

 

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ