Речь детей 7-го года жизни

 

Ребенок шести лет свободно общается со взрослыми и сверстниками. При рассказывании стремится точно подобрать слова, яснее выражать мысли. Характерным является дифференцированный подход к обозначению  предметов (не просто машина, а грузовая, легковая). Ребенок  все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, использует их в играх; чаще употребляет сложные слова (длинноногий жираф), пользуется эпитетами (золотая  осень), словами с переносным значением, синонимами. У ребенка складывается представление о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он может подбирать слова при сравнении предметов и явлений, подмечая их сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса. Большое влияние  на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка. Ребенок способен дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого рассказа, передать свои впечатления. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо или шепотом; могут изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности. Многие дети имеют развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки); владеют навыками звукового анализа (умеют выделять звуки из слова); делят слова на слоги. Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана:

♦ Вместо точного названия предмета – его описание, использование родовых понятий вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);

♦ Нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;

Неправильное произношение звуков  (горловое «Р», межзубные свистящие, двугубный «Л»). Пока ребенок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его иностранному;

  Недостаточное различение звуков «ч» и «ть», «с» и «ц», «ч» и «ц», «щ» и «сь», «р» и «л»;

♦ Трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры.

 

     В дошкольном детстве не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, совершенствование связной речи – эти процессы будут продолжаться и в школе. Главным помощником можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки,  учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ