Речь детей 6-го года жизни

 

На  этом  возрастном  этапе  продолжается совершенствование  всех  сторон  речи  ребенка. Все чище становится произношение,  более  развернутыми фразы, точнее  высказывания. Ребенок  не  только  выделяет  существенные  признаки  в  предметах и явлениях, но и  начинает устанавливать причинно-следственные связи  между ними, временные, пространственные отношения.

      Обогащение  и  расширение  словаря осуществляется  за счет названий  частей, деталей  предметов, а также  за  счет овладения  навыками  словообразования  (с  помощью  приставок,  суффиксов). К концу шестого  года жизни  ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные  (не просто «животные», а «дикие»  и «домашние»).  Хорошим показателем полноценного овладения  словарем является умение  подбирать  антонимы (длинный  - короткий, высокий – низкий и т.д.); синонимы (ходить – идти – топать – шагать); определения  (дождь холодный,  сильный,  мелкий,  грибной). 

     За  год  словарь  увеличивается примерно на  1000-1200  слов. Совер-шенствование  связной  речи невозможно без  овладения  грамматически правильной речью. На шестом году жизни  дети  пользуются достаточно  свободно многими  грамматическими категориями. Чаще  чем  прежде  правильно употребляется  родительный падеж множественного числа  (окон, карандашей, ламп); легче  образуются новые  слова (учит – учитель, железо – железный,  ходить – выходить, обходить).  Грамматическая  правильность речи ребенка во многом  зависит от того, как часто взрослые обращают  внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш»,  не «ложить», а «класть»).  Совершенствуется  монолог, дети могут без помощи взрослого передать содержание  небольшой сказки, способны пользоваться  различной  интонацией.

      Дети способны правильно произносить все звуки родного языка, однако у  некоторых только заканчивается усвоение шипящих звуков, «Л», «Р».  Но не все шестилетние дети владеют правильным произношением, может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые  шипящие, двугубный  «Л». Дети с ускоренным темпом речи пропускают отдельные звуки или части слова, у  них возникают запинки, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов на постоянные может отразиться  на дикции. Если у ребенка неправильный прикус или укороченная подъязычная связка, родителям нужно посетить хирурга-стоматолога. С детьми, имеющими недостатки произношения, проводятся логопедические занятия, направленные на развитие подвижности речевого аппарата, фонематического восприятия, постановку звуков, введение их в речь. Детям с недостатками произношения занятия иностранным языком не рекомендуется.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ