Речь детей 5-го года жизни

 

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии.  Малыш начинает выделять и называть  наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать связи и отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Увеличение  активного словаря дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Рост словаря,  употребление более сложных предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки.

     У четырехлетних детей возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильное произношение у сверстников, могут не замечать нарушений  звучания в собственной речи.

      На пятом  году   жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного  аппарата дает  возможность осуществлять более  точные движения языком, губами,  что необходимо  для  артикуляции  сложных  звуков. У детей исчезает  смягченное произнесение согласных,  редко наблюдается пропуск звуков и слогов.  Большинство  детей к пяти годам усваивают и правильно  произносят шипящие звуки,  «Л», «Р»; отчетливо произносит многосложные слова,  правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще  неустойчиво  произношение свистящих и шипящих,  неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

      Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение  и замедление темпа речи, улавливать различные  средства выразительности.  Возможности детей в использовании своего голосового аппарата  расширяются; дети начинают шире пользоваться интонационными  средствами выразительности.

     Игры и упражнения  для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и на развитие

фонематического слуха -  умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из  группы других  звуков. На какие недостатки в  речи следует обращать  внимание  прежде всего?

 

       Межзубное произношение свистящих,  боковое  произношение шипящих  или  замена на свистящие,  горловое произношение  «Р»  или  замена на «л»,  двугубное произношение  «Л»(вапа, уапа  вместо лапа) – все эти недостатки   требуют  логопедической  помощи.

 

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ