Консультация

 

Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Особенностью заикания является то, что эти трудности появляются у заикающихся только в процессе речевого общения. Заикание возникает чаще всего у детей 2-5 лет в период формирования фразовой речи, и  основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Для возникновения заикания необходимо действие одного или нескольких факторов.Такими факторами являются:

  •  физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, чрезмерного утомления;
  •  ускоренное развитие речи, когда фразовая речь у ребенка появляется в возрасте 1.5 – 1.7 лет;
  •  позднее развитие речи, когда система средств языка оказывается длительное время несформированной;
  • длительная травмирующая ребенка ситуация (конфликтные переживания), отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими;
  • острая травмирующая ситуация (психическая травма), непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение (может быть отрицательным (испуг) или положительным (бурная радость, восторг);
  •  неправильное воспитание (чрезмерная избалованность, неровное воспитание (нет единства требований родителей, бабушек, дедушек), резкий переход от строгости к избалованности, категоричность требований);
  • желание родителей воспитать «идеального ребенка», которое может привести к неподготовленности ребенка к ситуации неуспеха и, как следствие, к эмоциональному дискомфорту;
  •  непосильная речевая нагрузка, возникающая в результате повторения непонятных, трудных слов при заучивании сложных стихотворений;
  • попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте (дву- и многояязычие),  результате чего нервная система может испытывать перенапряжение;
  • подражание (заикание у близких родственников), когда наблюдаемый ребенком образец прерывистой речи закрепляется в сознании ребенка.

 

 

Предупреждение возникновения заикания у детей.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

         соблюдение режимных моментов;

         правильное питание;

         избегание соматических и психических перегрузок;

         создание благоприятного эмоционального климата в семье;

         единые воспитательные воздействия;

         чтение литературы, соответствующей возрасту ребенка.

         соблюдение правил речевого общения с ребенком:

- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;

 - не стоит говорить с ребенком его «лепетным» языком, искажать звукопроизношение;

- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

- речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;

- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;

- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать, раздраженно поправлять.

 

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

 

 создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви;

  • снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены;
  • обеспечить единые требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
  •  создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими;
  • временно убрать книги, перестать читать вслух; 
  • не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку;
  • предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, паззлы и пр.);
  •  незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать;
  • тон общения  с ребенком должен быть ровным, спокойным;
  •  не обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
  •  не показывать свой испуг и беспомощность при проявлении заикания, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
  • не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его неправильную речь.

 

 Составитель: Учитель-логопед первой категории Терехова Л.Н.

(По материалам Ворошиловой Е.Л.,к.п.н., доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии).

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ