Консультация "Как развивать мелкую моторику?"

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами.

1.               Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно ( ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и для растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Варианты пальчиковых игр.

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальца)

Стали гномики стирать

(трут кулачками друг о друга)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чикки – носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого пальца)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли.

(трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку,  ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибают пальчики, начиняя с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,

(опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(сжимают и разжимают кулачки)

«ВАРИМ КОМПОТ»

Будем мы варить компот,

Фруктов надо много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«ЗДРАВСТВУЙ»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо  голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки  по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

«КРЮЧОЧКИ»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

«ЛАДОНЬ-КУЛАК»

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то – кулак.

(руки положить на стол, ладони прижать к столу; одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак-кулак»); разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука-кулак»); для усложнения увеличить темп движения)


2.                 Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагают сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь делать при этом вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки 2 грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что угодно: пуговицы, бусы, рожки, сушки и др. Можно составлять бусы из картонных треугольников, кружочков. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты  различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

3.                Песочная терапия

Податливость песка провоцирует желание создавать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом.

Найдите большую коробку, заполните её на половину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно количество спрятанных игрушек можно увеличить.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных.

4.                Вырезание ножницами

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы ( прямоугольные, круглые, овальные ). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т.е. планировать предстоящее действие.

                          

5.                Аппликация

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на месте. Если ребенок ещё мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки, а вы будете наклеивать их на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

                          

6.                Лепка из пластилина, глины, соленого теста

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композицию. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики. Режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками.

                    

7.                Шнуровки – зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка (изображение ёжика, белочки, елки, вазы с цветами), к которой нужно шнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки и т.д.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнуровок. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественного переплетения.

Третий вид: изготовленные из ткани детали домиков, книжек, которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

 

8.                Рисование, раскрашивание

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Рисование различными материалами (карандашами, фломастерами, мелками, красками) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги).

Для начала хорошо использовать:

·                    Обводку плоских фигур. Обводить можно всё: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку. Особенно подходят трафареты, формочки.

·                    Рисование по опорным точкам.

·                    Дорисовать вторую половину рисунка.

·                    Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

          

 

9.                Штриховка

       Способствует подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

Раскрашивать короткими частыми штрихами;

Раскрашивать мелкими штрихами с возвратом;

Центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка );

Штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении;

Не выходить за контуры;

Соблюдать параллельность линии;

Не сближать штрихи, расстояние должно быть 0,5см.

Для развития точности, уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

Игра «От дома у дому». Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы.

Игра «Всевозможные лабиринты». Пройти карандашом по лабиринту. Например: это лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет.

Кроме того для развития мелкой моторики можно использовать такие задания, как перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, закрывание и открывание крышек банок, пузырьков, разбор круп.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косичку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.

 

Составитель: Воспитатель I категории, Власова Ю.В.

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ