Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

 

 

Уважаемые  родители!

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а способы их усвоения. Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Учитывая это, хотелось бы обратить Ваше внимание на такой тип познавательной деятельности как детское экспериментирование. Именно в этой деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Большую радость, удивление и даже восторг испытывает ребенок от своих маленьких и больших «открытий».

Мамы и папы, в начале нашего разговора ответьте себе на несколько вопросов, которые помогут определить ваше отношение к поисково-исследовательской активности Вашего ребенка.

 

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка в познании окружающего мира?

 

2. С чем любит экспериментировать Ваш ребенок (с водой, моющими средствами, мылом, со звуками, магнитом, зеркалами, стеклом, бумагой, тканью, запахами)?

 

3. Встречает ли Ваш ребенок запреты или неодобрения с Вашей стороны, если он что-то делает не так (разливает воду, пачкает и др.)?

 

4. Создаете ли Вы какие- либо условия ребенку для исследовательской деятельности?

 

5.Какое участие принимаете Вы в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

 

6. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента?

 

7. Какое самое яркое открытие для себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

 

Теперь Вы имеете некоторое представление о положении дел в вашей семье по отношению к детскому экспериментированию.

Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок).

 

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее:

- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;

- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;

- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;

- положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.

Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Чтобы Вам помочь, в этом важном деле, предлагаем Вашему вниманию интересные темы совместной экспериментальной деятельности с ребенком:

 

1. «Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого- тоненькой струйкой ; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда , в который налита; если воду лишь перелить из одного сосуда в другой -ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить).

 

2. «Почему стучит крышка чайника?, «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше).

 

3. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку).

 

4. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ).

 

5. «Как сделать из мухи слона?»  (Увеличительное стекло).

 

6. «Бывает ли стекло непрозрачным?»  ( Цветное стекло.  Зачем нужны солнечные очки?).

 

7. «Волшебный гвоздик».  ( Магнит, свойства магнита - притягивает другой железный предмет.  Почему магнит отталкивает?).

 

Уважаемые взрослые! В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будите равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Желаем Вам успехов!

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ