«Приемы становления лексической, грамматической, фонетической сторон речи»

Развитие образной речи в своей практике я рассматриваю в нескольких направлениях, как работу над овладением детьми всеми сторонами речи - фонетической, лексической и грамматической, восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связанного высказывания.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Специально образованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматриваем в контексте произвольности выстраивания связного высказывания. Работу над смысловой стороной слова выдвигаем на первое место, так как именно отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.

В формировании грамматического строя речи особое значение придаем владению запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства. Синтаксический строй мы считаем основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

Рассматривая фонетическую сторону речи, заметим, что от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса, четкая дикция, темп речи. В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Советы родителям по приемам становления лексической, грамматической, фонетической сторон речи:

 

 

 

1)  В развитие лексической стороны речи главное внимание уделите накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению    разных    частей    речи    -    не    только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.
  Этому способствует проведение различных словесных игр:«Кто что делает»; «Летает - не летает»; «Что сначала, что потом»; «Наоборот».

Учите детей употреблять обобщающие понятия (перец, морковь, репа – это овощи), развивать умение сравнивать предметы (игра «Найди отличия», «Чем похожи и чем отличаются»), соотносить целое и его части (например, паровоз, вагоны - поезд).

С помощью наглядности познакомьте детей с многозначными словами (ножка - стола, гриба; коса - у девочки, инструмент; иголка - у ежа, у ели, для шитья)

2)  При становлении грамматического строя речи развивайте у ребенка умение строить предложения разных типов - простые и сложные. Например, предложите ребенку закончить предложения: 

-   Гена умеет ...

-   Наступила весна, потому что ...

Формируйте у ребенка представления об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа. В этом Вам поможет игра «Узнай по описанию», «Угадай кто это?», «Что за предмет?»

Помогите ребенку составлять рассказы повествовательного типа, научите его видеть структуру рассказа (начало, середину, конец). Для формирования видеть начало и конец действий, предложите разложить картинки, изображающие действия персонажей в их последовательности. Учите ребенка строить высказывание, состоящее из трех высказываний, а затем увеличьте их количество.

3) Формирование фонетической стороны речи включает в себя работу по обучению правильному звукопроизношению. Для развития      артикуляционного      аппарата используйте звукоподражательные   слова, голоса животных.   Дикцию ребенка совершенствуйте с помощью специального речевого материала:

- чистоговорки («Бы- бы- бы- идет дым из трубы»)

- скороговорки («На дворе трава, на траве дрова») 

- потешки («Дедушка Ежок, не ходи на бережок, там промочишь ножки, красные сапожки»)

- упражнение на название слов, сходных по звучанию (мышка – мишка; грачи - врачи)

         Большое внимание уделяйте интонации, темпу речи, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. В этом Вам поможет игра «Угадай по голосу», «Чей голос?».  

 

   

Предложите ребенку произнести фразу с разной силой голоса, меняя интонацию (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

         Но не забывайте, что характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, а поведение, речь и внешний облик взрослых являются образцом для них.

 

 

 

Составитель:

Воспитатель высшей категории МБДОУ «ЦРР - детский сад №179» Демина Т. Н.

 

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ