«Дизайн-проект инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы, кабинета»


 

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в детском саду началась работа над реализацией проекта «Дизайн-проект инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы, кабинета»

 

 

 

Положение о проекте

 

«Дизайн-проект инновационной модели

 

 

 современной предметно-развивающей среды группы, кабинета»

 

1.     Общее положение

Настоящее положение разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)


 

2.  Цель

 

 

 Активизировать действия педагогов по проектированию предметной среды группы/кабинета для обеспечения комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья,   развить познавательно-речевую активность, художественно-эстетическое восприятие, социально-эмоциональное восприятие окружающего мира, то есть обеспечить полноценное формирование личности ребёнка.

 

3.  Задачи

3.1.                  Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

3.2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3.3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, продуктивной  и познавательно-исследовательской).

3.4. Создать комфортные условия обучения и воспитания   воспитанников в группе.

3.5. Вести тесное  сотрудничество педагогов и родителей  для создания комфортной предметно-развивающей среды.

3.6. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

4. Вид проекта: практико-ориентированный.

5. Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

6. Продолжительность проекта: годовой.

 

7. Обеспечение проекта:

 

-материально-техническое;

-учебно-методическое оснащение;

- информационное обеспечение.

8. Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды кабинета, группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. 

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

 

9. Предполагаемый результат:

 

-реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды,

-оформление группы/кабинета в едином стиле,

-совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития,

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке дизайн-проектов мини среды групповых комнат, кабинетов,

-рост количества педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды и формирования у детей деятельностной компетентности.

 

 

 

9. Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

 

 

1. Открытость среды для преобразований:

 

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества; выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности.

 

2. Современность среды:

 

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

 

3. Ориентированность на физическое развитие:

 

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности.

 

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

 

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

 

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

 

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

 

6. Ориентированность на творческое развитие:

 

-наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

-наличие пространства для организации творческой активности детей.

 

7. Элементы природы в среде:

 

- наличие специально оборудованного уголка природы;

-наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

-прочие элементы природы в среде.

 

8. Комфортность среды:

 

-наличие мягкой, комфортной мебели;

-наличие уголка психологической разгрузки;

-наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

-оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

 

9. Эстетика среды:

 

-наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

-наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

-сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

 

10. Безопасность среды:

 

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

 

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

 

- Наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета)

- Соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ