"Музыкальная сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк"

Цель: развитие творческих способностей у детей средствами музыки и театра.

Задачи:

1) закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру (т.е. звуковой окраске);

2) побуждать детей к поиску выразительных средств театра (движения, мимики, жестов, грима, костюмов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки;

3) поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям.


 

Ход занятия: Звучит аудиозапись темы Пети – в зал входят дети подготовительной группы.

Музыкальный руководитель. Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся песней.

(Дети исполняют песню «День добрый» музыка и слова К.Андреаса)

Музыкальный руководитель. Сегодня у нас особенный день – у нас…

Все дети. Премьера!

Музыкальный руководитель. А что такое премьера?

Ребенок. Мы покажем впервые театральную постановку, это будет музыкальная сказка.

Ребенок. А музыку этой сказки сочинил композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Музыкальный руководитель. Да, и пригласили на премьеру дорогих гостей.

Воспитатель. Посмотрите, а вот афиша, она тоже зовет всех на премьеру.

Ребенок. А еще мы нарисовали всех героев сказки: я - волка, (я - Петю, и т.д.)

Музыкальный руководитель. После спектакля обязательно рассмотрим ваши рисунки.

(Дети садятся на места)

Музыкальный руководитель. Ребята, напомните, чтобы сказка «ожила» в театре, что для этого требуется?

Ответы детей. (Сценарий, декорации, музыкальное сопровождение, костюмы, грим, труппа артистов и режиссер-постановщик.)

Воспитатель. И мы с вами, ребята, тоже немало потрудились над сказкой – и костюмы шили, и маски клеили, и декорации рисовали, и роли репетировали.

Музыкальный руководитель. Скажите, а зачем артистам репетировать, может и так сразу все получится?

Ответы детей. (Чтобы хорошим артистом стать, мастером, самым лучшим).

Музыкальный руководитель. Предлагаю провести викторину. Вы постараетесь быстро, точно и уверенно ответить на вопросы, а в это время наши юные артисты подготовятся к началу спектакля.

Каждого действующего героя сказки «Петя и волк» я буду вызывать музыкальным фрагментом, темой, сыгранной на фортепиано. Будьте внимательны!

Звучит тема Пети. Выходит юный артист Карпычев Савва. Представляется и называет свою роль и уходит одеваться.

Викторина.

1. Петя - пионер. Кого называли пионером?

Ответы детей. (Он – первый во всем, помогает взрослым, защищает маленьких, хорошо учится и т.д.)

2. А какой Петя в сказке?

Ответы детей. (Веселый, добрый, смелый и т.д.)

3. Какие музыкальные инструменты исполняют тему Пети?

Ответы детей. (Квартет струнных, т.е. контрабас, виолончель и 2 скрипки).

4. А почему именно скрипки?

Ответы детей. (Голосу человека хорошо подражает скрипка).

Музыкальный руководитель. Скрипки звучат весело и светло – это значит что на дворе утро, солнышко. Пете хорошо и радостно гулять в такое утро.

Звучит тема Птички. Выходит и представляется юная артистка Катя Барышникова.

Музыкальный руководитель. Петина знакомая Птичка упорхнула вслед за ним.

5. Кто скажет, какая Птичка изображена в сказке?

Ответы детей. (Быстрая, легкая, порхает с ветки на ветку, весело посвистывает, красивая, веселая, смелая, ловкая).

6. Это струнно-смычковый инструмент или нет?

Ответы детей. (Нет . Это деревянный духовой инструмент , флейта).

7 . А чем отличается флейта от скрипки по звучанию?

Ответы детей. (Скрипка - скрипит, а флейта - свистит ).

Музыкальный руководитель. Да, веселый посвист флейты хорошо изображает порхание птички.

Звучит тема Утки. Выходит Герасимова Настя. Представляется и уходит за кулисы.

Музыкальный руководитель. Хороший персонаж, Утка! Жаль, что уже в середине сказки ее проглотит волк. А все из-за ее характера.

8.Какой характер у нашей Утки?

Ответы детей. (Она все время «крякает», толстая, неповоротливая, неуклюжая, плавает быстрее, чем бегает).

9. А какой инструмент не только изображает ее, но и передразнивает?

Ответы детей. (Гобой. Это деревянный духовой инструмент, он гнусавит (изображает звуком ).

Звучит тема Кошки. Выходит Баранова Катя. Представляется и уходит за кулисы.

Музыкальный руководитель. Кто из вас, ребята, любит кошек?

10.Какая по характеру Кошка у Прокофьева в сказке?

Ответы детей. (У Прокофьева она хитрющая, коварная, охотится за птичкой, очень быстрая, ленивая, любит себя, чистюля, ходит тихо, легко ступая).

11.Какой же инструмент подобрал С.С.Прокофьев к характеру Кошки?

Ответы детей. (Деревянный духовой, кларнет).

Музыкальный руководитель. Да, его бархатный, вкрадчивый тембр, в низком регистре, легким звуком стаккато помогает представить как крадется кошка.

Звучит тема Дедушки. Выходит Зайцев Данила. Представляется.

Музыкальный руководитель. Можно мне у тебя Данила взять интервью?

Данила. Да.

Музыкальный руководитель. Скажи, а трудно изображать старого дедушку – ведь ты такой молодой?

Данила. Нет. Мне нравится. Мой дед сердится, ворчит, но ведь он беспокоится за своего внука, значит он добрый. Он немного больной, у него спина болит, поэтому у него и походка такая (изображает) и уходит за кулисы.

Музыкальный руководитель. Спасибо!

12.Этот инструмент не скрипит, не пищит, не посвистывает, и звук у него не мягкий, (воспитатель показывает фагот). Как называется этот инструмент?

Ответы детей. ( Деревянный духовой инструмент-фагот).

Звучит тема Волка. Выходит Ожималов Илья. Представляется и уходит переодеваться.

13.Звучание каких инструментов оркестра похоже на « рычание»?

Ответы детей. (Волка изображают три валторны, это медные духовые инструменты).

14.Каким изобразил С. С. Прокофьев Волка в сказке?

Ответы детей. (Страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, глупый, удивляется откуда писк).

Музыкальный руководитель. Сейчас сезон охоты. Любимая пора для охотников – пострелять, походить, побродить по лесам и болотам, а если повезет, то и похвастать добычей.

Выходят охотники: Ваня Голубев, Рома Курочкин, Даня Перцев, Семен Степанов.

Музыкальный руководитель. Волка не боитесь?

Охотники. Нет!

Музыкальный руководитель. А стрелять умеете?

Охотники. Да!

Музыкальный руководитель. Я думаю, гром барабанов и литавров поможет вам соорентироваться в музыке и не промахнуться, попасть точно в цель. До встречи. (Охотники уходят).

 

Первый звонок…

 

Музыкальный руководитель. Говорят, что театр начинается с вешалки, я бы сказала так: «Театр начинается с благодарного зрителя». Поэтому предлагаю преподнести эти цветы после спектакля артистам.

 

Второй звонок…

 

Музыкальный руководитель. Дорогие гости! Как вы уже поняли, в нашей постановке слов будет немного. Сам С. С. Прокофьев по этому поводу говорил: «Взаимоотношения слов и музыки в такой работе должны быть очень деликатны: слово должно знать свое место. Оно может не только помочь музыкальному восприятию, но и увести от музыки».

 

Третий звонок…

 

Театрализованная постановка сказки « Петя и волк» на музыку С. С. Прокофьева.

Дети-артисты выходят на поклон, дети-зрители дарят им цветы и аплодируют. Все садятся на места зрителей.

Музыкальный руководитель. Вам, зрители, спектакль понравился? А вы, юные артисты, довольны своей игрой?

Ребята, а ведь Сергей Сергеевич Прокофьев намеренно остановил ход сказки на жалобном писке Утки в животе у волка, тем самым дав возможность слушателям «домыслить» завершение сказки, как подсказывает сердце.

 

Воспитатель. Сегодня вечером мы попробуем придумать окончание сказки.

Музыкальный руководитель. Сказка сыграна. Смоется грим, вешалки снова оденут на свои плечи костюмы, погаснет в зале свет, уйдут зрители… Но у всех, я в этом уверена, в душе останется навсегда след прокофьевской музыки! И еще не одно поколение юных сердец будет слушать и восхищаться простой и такой яркой музыкой симфонической сказки « Петя и волк».

На память о нашей премьере мы хотим вручить вам, дорогие гости, эти программки, чтобы они напоминали о нашей встрече.

А вам, ребята, диск с музыкой С. С. Прокофьева, можете слушать его в группе и разыгрывать сценки.

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ