"Режим дня дошкольника. Правильное питание."

 

Режим дня дошкольника.

Ведущим фактором укрепления здоровья ребенка является выполнение режима дня.

Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учетом физической и умственной работоспособности,  а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня, т.е. если в группе преобладают «жаворонки», то организовать занятия необходимо с учетом пика их активности в первой половине дня, а если «совы», то некоторые занятия, возможно, будут более результативными во второй половине дня.

При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся (стереотипные) компоненты, которые обязательны. Это:

·        время приема пищи (желательно четырехразовое);

·        укладывание на дневной и ночной сон;

·        общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

Остальные компоненты режима – динамические, т.е. они не должны быть строго «включены»  в одни рамки и не обязательны раз и навсегда.

         При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной  реализации возможности в жизни каждого ребенка трех моментов: полного удовлетворения потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Необходим достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной и ночной сон детей.

Длительность сна определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальными  проявлениями деятельности мозга ребенка. При организации дневного сна целесообразно использовать приток свежего воздуха.

Самое лучшее снотворное – это свежий, прохладный воздух, и поэтому лучшая рекомендация – повязать ребенку на голову платочек, укутать ребенка одеялом и … открыть форточки или окна.

Температура воздуха в спальне при этом может не превышать  + 5 градусов.

При организации  сна специалисты-неврологи советуют соблюдать одно незыблемое правило:  «Ребенок должен уйти в сон спокойным. Сядьте  к нему на кровать, поговорите о том, что было днем, «переведите» все в положительный результат. Спойте колыбельную, расскажите сказку. Можно погладить по спине, сделать легкий, поглаживающий массаж». Эти приемы особенно пригодятся, когда ребенок начнет учиться, они смягчат некоторые проявления адаптационных трудностей.

С какими  проблемами  родители могут столкнуться при поступлении ребёнка в школу?

Если ребенок с трудом просыпается, то желательно заранее постепенно приучать его к режиму школы.

ПИТАНИЕ.

Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. По мере роста ребенка разнообразится лишь набор блюд за счет иной кулинарной обработки.

Пища не должна быть слишком горячей (не выше 50 ° и не ниже 10 °С). Резкие перепады сильно раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и могут стать причиной ее воспаления.

Большие трудности родители испытывают летом, когда аппетит у детей зачастую снижается, особенно в жару, когда желудочная секреция несколько угнетена и переваривание пищи ухудшается. Летом рекомендуется  употреблять как можно больше сезонных продуктов (овощи, фрукты, ягоды). Очень полезны ягодные каши. Их можно готовить из любой крупы на отваре ягод, добавляя свежий ягодный сок и сахар. Вкусны и полезны блюда из цветной капусты, кабачков. В жаркие дни дети лучше едят холодные блюда (окрошку, свекольник, фруктовый суп), стимулирующие выработку пищевых соков. Летом шире и разнообразнее ассортимент салатов (в основном из сырых овощей); хорошо влияют на пищеварение кисломолочные продукты.

Правильное питание определяется не только состоянием организма, но и «сожителями», т.е. бактериями, населяющими пищевой тракт.

У большого числа детей в настоящее время можно обнаружить так называемый раздраженный кишечник, когда необходимая для правильного пищеварения флора замещена другими микроорганизмами.

Поэтому очень важно правильно кормить ребенка, чтобы быть уверенным, что все отклонения в деятельности ЖКТ не связаны с погрешностями в пище.

Очень важными компонентами являются балластные вещества (пищевые волокна и клетчатка), которые обязательно должны включаться в пищу. Растительные волокна нейтрализуют многие вредные вещества, поступающие в организм извне, и вводят в него пектины, очень ценные для обмена веществ.

Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:

1.                наличие в пище всех необходимых ингредиентов;

2.                здоровый пищеварительный тракт,  а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ;

3.                рациональный режим питания, включающий: технологию приготовления пищи (традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям ребенка); рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.

Как узнать, получает ли ребенок все необходимые пищевые вещества?

В детских садах питание организовано согласно основным требованиям, поэтому всмотритесь  внимательно в Примерный суточный набор продуктов, рекомендуемых ребенку дошкольного возраста, и вы убедитесь, что ребенок питается правильно.

Еще лучше, если вы ежедневно интересуетесь, что и сколько ел ребенок в детском саду и что рекомендуется на ужин.

У каждого ребенка свой аппетит, свой обмен веществ, свои вкусовые пристрастия, свой индивидуальный темп развития. Поэтому первое и главное правило для всех - никогда не кормить ребенка насильно.

Источник белка – молочные продукты, мясо, яйца.

Необходимо помнить, что не менее 60% белка в пище должно быть животного происхождения.

Не менее важны в пище жиры и углеводы, которые являются источником энергии для мышц, а также вводят в организм жирорастворимые витамины.

На работе мышц отрицательно сказывается и недостаток в пище витаминов и микроэлементов.

При дефиците витамина В1 мышцы плохо сокращаются, у ребенка снижен тонус  мышц  (так называемый симптом «вялых плеч»), снижен тонус брюшных мышц и, следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения.

Нарушает белковый  обмен в мышцах и дефицит витамина С. При его недостатке мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок.

Дефицит жирорастворимых витаминов  А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина D ведет к рахиту.

         Наиболее важные для работы мышц минеральные вещества – калий, магний, кальций и железо.

Дефицит кальция и магния понижает сократительную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок.

 

 

 Составитель: Воспитатель высшей категории Лебедева Т.В.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Версия сайта для слабовидящих
Обратная связь
НАВЕРХ